Зачем нужен учитель-дефектолог? 18.11.2018

Картинки по запросу дефектолог

Кто же такой - дефектолог?

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в усвоении учебной программы.

Специалист может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или испытывают трудности при обучении.

В основном это учащиеся начальной школы и дети дошкольного возраста.

Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Задачи учителя-дефектолога

Работа дефектолога начинается с предоставления родственниками или законными представителями ребёнка в учреждение заключения ЦПМПК.

Далее следует диагностика. Выявляются те трудности и проблемы, которые возникли или могут возникнуть у ребенка, если вовремя не скоррегировать нарушение.

На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.

Затем уже осуществляется сам коррекционно-развивающий процесс, который осуществляется в проведении подгрупповых и индивидуальных занятий.

Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка, причем не только на дефектологических занятиях.

По запросу проводится консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целью работы дефектолога является коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит несколько направлений. Коррекционная работа разделена на блоки.


Блоки коррекционной работы

  • 1 блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Это очень большой блок, основным направлением из которого является развитие мелкой моторики. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика, возникают трудности с письмом, если есть трудности с письмом, то есть и трудности со связной речью.

  • 2 блок «Формирование пространственно-временных отношений».

Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

  • 3 блок «Умственное развитие».

Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, восприятие, память, мышление.

  • 4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста».

Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению не у всех детей она ведущая, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам VII и VIII вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

  • 5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях».

В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад, а ведь в этом возрасте формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это очень важное направление, ведь оно является предпосылкой развития математических навыков.

  • 6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи».

Название этого направления говорит само за себя и ,конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

  • 7 блок «Готовность к восприятию учебного материала».

Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.



Учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку, хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе. На занятиях учитель-дефектолог прежде всего корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма, чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма, чем и занимается учитель, а так же и развитием пространственных представлений у ребенка, чем и занимается учитель-дефектолог.

Дефектологические занятия детям очень интересны, ведь на занятиях они учатся в игре. Набор развивающих пособий настолько велик, что дети с большим интересом занимаясь, вроде бы простыми играми, не замечают как чему-то учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности, моторики, речи, фонетического слуха.
На занятиях используются игрушки, картины, компьютер, песок, карточки, карандаши, краски и много другого разнообразного дидактического материала.

В завершение хочется пожелать родителям, педагогам терпения, успеха, мудрости в воспитании Ваших детей!

Картинки по запросу Кто же такой - дефектолог