"Моя психологическая философия" - «УГ Москва», №49 от 5 декабря 2017 года 28.01.2018

Эссе Титовой Надежды Алексеевны, педагога-психолога дошкольного отделения ГБОУ Школа № 947

Эссе на тему «Моя психологическая философия»

Горжусь профессией своей

За то, что душу человека согреваю,

За то, что я могу понять детей.

Идетство вместе с ними проживаю.

Пусть отступают все сомненья прочь,

Уходят пусть тревога и забота.

Кусочек сердца людям отдавать,

Такая у психолога работа!

В. Я. Миронова

Я работаю педагогом - психологом в детском саду. Пришла в эту профессию далеко не случайным человеком, а имея уже большой опыт педагогической работы. Став педагогом – психологом, я многое для себя открыла и переосмыслила. « Все мы родом из детства! Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» (Антуан де Сент-Экзюпери).

Вспоминая своё детство, школу, я вижу себя маленькой девочкой, сидящей за школьной партой. На уроках я внимательно слушала учительницу, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить. Это и сформировало мои взгляды в будущем при выборе профессии.

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором росла я. Поэтому я должна шагать в ногу со временем, грамотно и уверенно вести малышей по ступенькам развития.

Ребенок и взрослый – это две личности, дополняющие друг друга. Ребенок – ценность для взрослого, а Взрослый для ребенка – опора и вершина.

Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса, опираясь на общение.

Важность дошкольного детства трудно переоценить. Это особый период в развитии ребенка и впечатления детства откладываются в его подсознании на всю жизнь.

У Сухомлинского я когда-то прочитала, что «Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в моей деятельности.

Детский сад - это самая удивительная страна. Где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок – это строитель будущего. Где всё время надо торопиться - торопиться успеть, где всё время надо спешить - спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать.

Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их педагогами.

Я считаю, что педагог детского сада — это особая и особенная профессия. Воспитывая детей, он сам на всю жизнь остаётся ребёнком.

Наша профессия — это первая ступенька в дальнейшей жизни каждого ребёнка. Ведь «как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский). Эти слова являются моим девизом в работе!

Мне нравится видеть мир глазами детей, а иначе и быть не должно и дети не примут в свой детский мир. Я люблю своих детей всем сердцем. Для меня лучшая награда – сияние детских глаз, их радостная улыбка и слова: «Я завтра приду, вы будете меня ждать?».

Рядом с детьми ощущаешь себя всегда юной, веселой и энергичной. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребенка, я делаю мир добрее.

И конечно, главные жители этой страны – дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это.

Я очень хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них.

Детский сад это особый мир и он стал для меня вторым домом. Часто задаю себе вопрос: "А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?" Да, безусловно!

Но в первую очередь - ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им как личность. Совершенно уверена, что любовь и уважение детей нельзя заслужить, вооружившись только современными методиками, новыми технологиями, концепциями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

Когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир - понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты, закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, причём не всегда полезной и нужной. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю - помочь ребёнку жить в окружающем мире, научиться взаимодействовать с ним. Ведь вся жизнь человека- это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество, жизнь. Каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя свою работу, я ставлю перед собой следующие задачи:

- создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;

- обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах воспитания и обучения.

Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств.

Работая с детьми, стремлюсь, чтобы мои занятия были увлекательными, чтобы каждый ребенок открывал для себя новое и удивительное в себе и в других, учу добру, уважению друг к другу, честности. Особое внимание уделяю детям «группы риска», нуждающимся в индивидуальном внимании и поддержке, обычно защищающимся агрессией, озлобленностью, демонстративным поведением.

Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Тем самым развивается память, мышление, речь, закладываются основы социальной зрелости, определяется дальнейшее развитие, успешная адаптация.

Конечно же, в работе с детьми мне не справиться без моих коллег – воспитателей, ведь мы делаем одно дело. Я часто обращаюсь к ним за советом, потому что они знают своих воспитанников лучше, чем кто-либо другой.

Детский сад – маленький мир. В нем я чувствую себя свободно, легко. Ведь именно здесь работают счастливые люди, их окружают искренние дети, не умеющие притворятся, радующиеся всему, что происходит вокруг.

Мне нравиться то, чем я занимаюсь. И радость, которую мне приносит моя работа, не оценивается чем-то материальным. Чувствовать ответственность, свою сопричастность к чему-то большому – это большое счастье.

Несмотря на все трудности, главным в работе педагога-психолога остаётся умение пустить ребёнка по жизненному пути честным, добрым, порядочным человеком. А мы взрослые, должны быть для них примером.

Мои психологические принципы:

Не навредить. Ведь у каждого ребёнка ещё всё только начинается.

Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.

Протяни руку помощи! Не бывает плохих людей, бывают люди, нуждающиеся в помощи.

Моя профессия требует огромной ответственности и самоотдачи, выдержки и готовности придти на помощь. Психологами не рождаются, ими становятся, благодаря правильному выбору, призванию и накопленному со временем опыту.

Чтобы быть хорошим психологом, нужно любить то, что ты делаешь, и любить тех, для кого ты это делаешь: от толерантности – к эмпатии, от милосердия – к психологии, от коррекции – к коммуникации, от традиции – к инновации . Таким стало моё психологическое кредо сегодня.

Да, идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть ещё многое.

Вот так я и живу: утром с удовольствием иду на работу, а вечером – домой, счастливая от того, что день прожит не зря. А дома дела семейные, встречи с друзьями, разговоры обо всём и опять же о них, о детях.

Что будет завтра? Завтра будет новый детсадовский день. Завтра на меня опять будут смотреть глаза, глаза моих воспитанников. И я, как педагог – психолог, буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы.



Титова Надежда Алексеевна, педагог-психолог дошкольного отделения ГБОУ Школа № 947.

Высшая квалификационная категория, Почетный работник общего образования РФ.