Что происходит с детьми в самоизоляции?
В вынужденной самоизоляции у детей пропадает возможность удовлетворять некоторые психологические потребности, которые раньше удовлетворялись простым выходом из дома и ежедневным общением с окружающей средой.
Ребенок гораздо больше взрослых страдает от «жажды впечатлений»: вне изоляции он получал их в школе, в детском саду, во дворе, общаясь со сверстниками или просто наблюдая за внешним миром. В условиях, когда он не может покинуть дом, впечатления становятся однобокими, при этом преимущественно негативными. В основном это какие-то новости о вирусе из интернета, телевидения или разговора родителей.
Если ребенок не выходит за пределы квартиры, комнаты, если его постоянно одергивают родители «Не бегай!», «Успокойся!», если его движения ограничены, а родители не могут занять его (в силу занятости дистанционной работой или простого неумения), то ребенок страдает. Это может вылиться в депрессию или проявиться в повышенной возбудимости и даже агрессивности.
Однако в самых страшных экстремальных ситуациях напряжение ребенка не бывает катастрофическим, если он чувствует близость и внимание родных. Вот несколько советов о том, как вести себя с детьми, чтобы они пережили происходящее с минимальными потерями для своей психики.

Рекомендации психолога родителям
♦ Объясните происходящее. Здесь важно учитывать, насколько ребенок способен понять то, о чем вы ему расскажете. Старшим детям стоит говорить об опасности и объяснять, как себя вести, младших тоже нужно знакомить с тем, что в мире существуют опасности, только не пугать, а преподносить это в игровой форме. Дайте возможность понять, что изоляция – это вынужденная мера, социальная обязанность любого разумного человека.
Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, т. е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровел(а). Важно соблюдать правила».
♦ Важна коммуникация. Действуйте сообща, соберите семейное собрание, обсудите расписание каждого члена семьи и правила, которые будут действовать пока все дома. Закрепите обязанности за каждым членом семьи.
♦ Четкое планирование на день необходимо и для детей. Не сбивайте их с привычного режима дня. Постарайтесь чередовать их деятельность: время с гаджетами, подвижные игры, тихие игры. Это позволит избежать переутомления и сохранит эмоциональную стабильность ребенка. Всей семьей можно поиграть в настольные игры, игры для компаний, затеять домашний театр, создать свой видеоблог и многое другое.

♦ Уделите больше времени ласке. Если ребенок маленький, ему особенно важно чувствовать близость родителей, ведь это позволит ему ощущать себя под защитой и в безопасности. Детям более взрослого возраста также необходимо родительское тепло: найдите время лишний раз обнять своего ребенка. Кстати, тактильный контакт поможет и родителям если не избавиться, то хотя бы снизить весь переживаемый стресс.
♦ Дайте ребенку возможность общаться со своими сверстниками. Для ребенка важно общаться со своими сверстниками. Организуйте для него видеоконференцию по скайпу с другом со двора или подругой из детского сада, или одноклассниками. Не забывайте и сами общаться с ним.
♦ Придумайте игры, в которые вместе могли бы играть и родители, и дети. Игр, в которые взрослые могли бы вместе поиграть со своими детьми, очень много. Вообще, «сидение» дома — это отличная возможность взрослым начать играть со своими детьми.
♦ Играйте в сюжетно‑ролевые игры. Дети дошкольного возраста очень любят сюжетную деятельность, где они примеряют на себя различные роли. Самый простой вариант — традиционные «Дочки‑матери», осовременить которые можно с помощью модных куколок и машинок. Кстати, многие игры, например (в школу, детсад, магазин и т.д.) помимо всего прочего учат детей общению, взаимодействию, в таких играх дети отрабатывают свои социальные навыки.

Многие взрослые помнят, как в детстве они строили дома шалаши из подушек, одеял и всего того, что есть под рукой. Почему бы не вспомнить детство и не построить такой импровизированный шалаш, но уже со своими детьми?
♦ Вечером для детей можно устроить вечерний театр теней. Для этого нужно будет дождаться наступления темноты, выключить в комнате свет и взять фонарик. В свете фонаря руками можно показывать различные фигурки, которые будут проецироваться на стену.
♦ Сегодня существует множество настольных игр. Большинство из них не только увлекательны, но и познавательны.
♦ Дайте возможность ребенку получать новые впечатления. Дефицит впечатлений действительно сильно сказывается на психологическом благополучии детей. Посмотрите вместе интересный фильм, откройте семейный фотоальбом и рассмотрите каждую фотографию, познакомьте ребенка с музыкальной группой, которую вы слушали в молодости или просто послушайте новую музыку, приготовьте что-то вкусное, что никогда не готовили или делаете очень редко. Любые новые впечатление будут полезны для всех в режиме вынужденной изоляции.

♦ Займитесь с детьми образованием, прокачайте навыки, расширьте кругозор. Сейчас очень много предлагается образовательных программ онлайн. Онлайн можно походить по музеям, посмотреть спектакль, балет, побывать на концерте звезд. В обычное время у многих взрослых на это просто нет времени, сейчас его как раз в избытке. И лучше распорядиться свободным временем с умом и пользой.
♦ Предоставляйте друг другу возможность уединиться, побыть какое-то время наедине с собой. Когда в небольшом пространстве находится много людей, причем в течение длительного времени, то это тяжелое для всех испытание. Поэтому родителям надо обсудить с детьми, где в квартире можно уединиться на какое-то время тому, кто хочет побыть в одиночестве, кто злится, кто раздражен. Причем речь не только о детях, но и о взрослых, которые тоже находятся в ситуации тревоги и напряжения.
♦ Родителям надо помнить, что именно от состояния взрослых зависит состояние детей.
Есть много вариантов того, как можно разрядиться и взрослым, и детям. Например, можно устроить битву подушками, можно включить музыку и потанцевать. Можно, превратиться в змей и пошипеть друг на друга, или в тигров и порычать. О разрядке, которая может помочь снять лишнее напряжение, важно знать, помнить и делать.

В общем, вариантов как с честью выдержать испытание совместным нахождением в четырех стенах на протяжении 24-х часов детей и родителей масса, главное не лениться и не впадать в уныние.
Каждый родитель – лучший родитель для своего ребенка, помните это!
Не поддавайтесь паническим настроениям в это непростое время.
Человек поддается панике тогда, когда не знает, что ему делать. Эмоции в таком случае берут верх над разумом.
Прежде всего, необходимо ограничить поступление негативной информации. Не стоит целый день проводить, просматривая новости о происходящем. Для понимания ситуации достаточно ознакомиться с официальной информацией один-два раза в день.
Не читайте чаты и форумы, фейковые сообщения. Там чаще всего идет нагнетание настроений. Бережно доносите информацию до ваших пожилых родственников: они должны понимать всю серьезность, но и запугивать их не стоит.
Предупрежден, значит, вооружен — соблюдайте меры профилактики, заботьтесь о себе и близких, умеренный уровень тревожности оправдан, но не позволяйте эмоциям победить.
